5.    Медицинские информационные системы

 

Развитие информационных технологий и коммуникаций, появление в клиниках большого количества автоматизированных медицинских приборов, следящих систем и отдельных компьютеров привели к новому витку интереса и к значительному росту числа медицинских информационных систем  клиник, причем, как в крупных медицинских центрах с большими потоками информации, так и в медицинских центрах средних размеров и даже в небольших клиниках или клинических отделениях.

 

Медики всего мира более 30 лет пользуются базой данных системы Medline. Практически каждый медицинский центр или больница в США имеют компьютерную линию, позволяющую любому медицинскому работнику иметь доступ к Medline и другим базам данных. А с 1989 года особенно популярна стала телекоммуникационная система Internet. Многие врачи получили доступ Национальной медицинской библиотеки.

 

Затраты клиник в США на создание, поддержку и эксплуатацию медицинских информационных систем и сетей составляют около 8,5 млрд. долл. в год, и по оценкам специалистов ожидается рост затрат до 12-14 млрд. долл. в связи с планируемой заменой или модернизацией устаревших МИС.

 

В России довольно интенсивно развиваются локальные медицинские информационные системы (МИС) и сети. В настоящее время широко приме­няются в практике медицины компьютеризированные истории болезни и системы классификации терминов. На повестке дня стоит создание территориальных, а затем глобальных МИС.

 

Медицинские информационные системы в России – новый активно развивающийся рынок, на котором  имеется более 20 программных продуктов: Интерин, Дока+, Медиалог, Гиппократ, MedWork, MadTech, Медофисс, Кондопога и другие.

 

По мнению сотрудников американского института медицинских записей (Medical Records Institute, USA), можно выделить 5 уровней Медицинских Информационных Систем.

 

ПЕРВЫМ уровнем являются автоматизированные медицинские записи. Этот уровень характеризуется тем, что только около 50 % информации о пациенте вносится в компьютерную систему, и в различном виде выдается ее пользователям в виде отчетов.

Компьютерная система является неким автоматизированным окружением вокруг "бумажной" технологии ведения пациента. Такие автоматизированные системы обычно охватывают регистрацию пациента, выписки, внутрибольничные переводы, ввод диагностических сведений, назначения, проведение операций, финансовые вопросы, идут параллельно "бумагообороту" и служат прежде всего для разного вида отчетности.

ВТОРЫМ уровнем является система компьютеризированной медици­нской документации. На этом уровне медицинские документы, которые ранее не вносились в электронную память (прежде всего речь идет об информации с диагностических приборов, получаемой в виде различного рода распечаток, сканограмм, топограмм и пр.), индексируются, сканируются и запоминаются в системах электронного хранения изображений.

ТРЕТЬИМ уровнем является внедрение электронных медицинских архивов. В этом случае в медицинском учреждении должна быть развита соответствующая инфраструктура для ввода, обработки и хранения информации со своих рабочих мест. Пользователи должны быть идентифицированы системой, им даются права доступа, соответствующие их статусу.

ЧЕТВЕРТЫЙ уровень - региональные медицинские информационные системы, которые хранят записи обо всех пациентах в данном регионе. В них содержится вся соответствующая медицинская информация о конкретном пациенте, источниками которой могут являться как одно, так и несколько медицинских учреждений. Для такого уровня развития необходима обще­государственная или интернациональная система идентификации пациентов, единая система терминологии, структуры информации, кодирования и пр.

Существует интегрированная система информационного обеспечения управления здравоохранением Москвы, содержащая данные по кадрам, учету, статистике, территориальный и учрежденческий уровень. Существенное влияние на развитие телемедицины и ее комплексов оказывает решение задач стандартизации информационных систем, систем хранения и обработки информации.

Главная проблема – информационная несовместимость медицинских данных различных производителей и поставщиков медицинских инфор­маци­онных систем, из-за которой могут возникнуть проблемы при интеграции информационных систем на региональном уровне.

Решение проблемы – унификация медицинских данных в инфор­мационных системах на основе метаописаний с использованием языка XML и стандартизация форматов и структур медицинских данных на базе регио­наль­ных портальных технологий в целях подготовки региональных корпративных медицинских информационных систем.

Стандартизация на национальном уровне позволит создать единое медицинское информационное пространство, обеспечив сетевой обмен меди­цин­ской информацей для телемедицинского обслуживания населения.

Телемедицинские сети разделяются на общедоступные и профессио­нальные. Первые опираются на сеть Интернет, вторые - на выделенные каналы связи или каналы сетей общего пользования. Системы становятся международными и общедоступными. В телемедицинских сетях обеспечивается интегральность услуг, включающих медицинские и образовательные вопросы.

Основными протоколами в телемедицинских сетях являются TCP/IP, ISDN, ATM. Основными каналами связи являются спутниковые и опто­вол­о­конные. Интенсивно развиваются телемедицинские услуги с исполь­зованием спутниковых транспортабельных комплексов.

Локальные информационные системы объединяются с помощью сети Интернет. Первая распределенная информационная система была создана по токсикологии в 1953г. в Чикаго. В настоящее время существуют обще­доступные базы данных POISINDEX, TOXNET, MEDLINE, EUROTXNET и др. c подробнейшей сопроводительной информацией по применению.

В сетях ЭВМ наиболее широко распространены опера­ционные  системы Windows и Linux, используемые на персональных компью­терах, на серверах локаль­­ных сетей и на серверах сети Интернет.

            Для сетей ЭВМ фирма Microsoft поставляет сетевую опера­ционную систему Windows NT и сетевые версии операционных систем Windows-2000 и Windows XP, отличающиеся возможностями, надежностью и безопасностью.

         Причины ненадежности - неудачная реализация в Windows многозадачности - параллельного выполнения нескольких программ. При отказе любой из этих программ происходит отказ работы ЭВМ в целом.

         Примеры ненадежности - отказы Windows из-за сбоев Word при копировании данных из буферов и отказы Windows из-за зависания браузеров Internet Explorer  при работе с сайтом Комитета ИТТ   http://comitt.by.ru

         Надежность систем определяется надежностью самых слабых ее звеньев, а поскольку практически все пакеты прикладных программ для Windows содержат ошибки, то из-за этого регулярно происходит зависание Windows.

         Операционная система Linux - наиболее надежная и безопасная сетевая операционная система с большим числом пакетов сетевых, системных, офисных и инстру­ментальных программ, распространяемых через Интернет.

            Система Linux признана в качестве основной операционной системы для госу­дар­ственных учреждений во Франции и Германии, Китае и Японии и во многих других странах Европы и Азии.

         Сетевые версии Linux месяцами работают безотказно на корпоративных серверах, обслуживая корпративные сети и корпоративные порталы, а также сервера глобальных сетей ЭВМ.

         Техническую поддержку Linux осуществляют все основные производители компьютерного оборудования - корпорации IBM, SUN, Hewlet-Packard, Novel, а также дистрибьюьеры - фирмы Red Hat, SUSE, ASP Linux, ALT Linux.

            Систему Linux  можно свободно устанавливать на любом числе ком­пью­теров в вузе, офисе и предприятии. Исполь­зование Linux не требует лицен­­зи­рования ни серверов, ни персональных ЭВМ и рабочих станций.

         Высокая надежности Linux обеспечила широкое распространение этой системы на серверах сетей ЭВМ - более 66% серверов в глобальной сети Интернет используют операционную систему Linux.

            Информация в ЭВМ - в личных или служебных компьютерах, а также на сетевых серверах приобретает все большую ценность и ее утрата или модификация может принести значимый материальный ущерб.

         Согласно УК РФ “Неправомерный доступ к компьютерной информации” подлежит гражданско-правовой или административной ответственности, вплоть до уголовной ответственности при нанесении крупного ущерба.

            Серьезными правонарушениями являются 1) нару­шение правил экс­плуа­тации ЭВМ, повлекшее существенный вред;  2) распро­странение вредо­носных про­грамм;  3) не­пра­во­мер­ный доступ к информации, охраняемой законом.

         Во всех развитых странах умышленный взлом компьютеров и  распро­стра­нение компьютерных вирусов приравнено к международным преступлениям, что влечет принудительную экстрадицию правонарушителей.

         Ведущие страны Европы, Америки и Азии в 2001 году приняли Конвенцию о киберпреступности - трансграничной компьютерной преступности, которую на сегодняшний день ратифицировало более 40 государств мира.

Используются технологии uCoz