1. Телемедицина: состояние и перспективы
Телемедицина считается молодым направлением медицинской науки и практики. По
данным ряда зарубежных авторов датой ее рождения является 1959 год. В России
история ее начинается с момента возникновения космической медицины.
Телемедицина - интеграция передовых и развивающихся технологий, особенно если
это сочетается с Internet. Прогнозируется, что Интернет-технологии будут наиболее важным элементом любого
типа коммуникаций в будущем.
Генеральный
директор Всемирной организации
здравоохранения Dr Hiroshi Nakayama сказал,
что "информационные и телекоммуникационные технологии, являясь одной из
основных движущих сил в торговле, экономике и политике, имеют равнозначное
значение для здравоохранения. Развитие адекватных недорогих телекоммуникационных
инфрастуктур могут помочь обеспечить равный доступ к
медицинской помощи богатых и бедных".
Научные, технические, экономические и социальные условия для
развития телемедицины существуют почти во всех
развитых странах. За последние 20 лет во многих регионах Европы, Америки и Азии
внедрены мощные цифровые сети и новые способы телекоммуникации. Техническое и
программное обеспечение стало быстрее, мощнее, дешевле и проще в применении.
Значительно улучшился доступ к информации, касающейся здоровья.
Спустя почти 40 лет после того, как впервые была показана возможность оказания
врачебной помощи на расстоянии, телемедицина стала
внедряться в широкую медицинскую практику.
Телемедицина использует технические средства для оказания медицинской помощи
на расстоянии. В отчете, посвященном оценке клинического применения телемедицины, комитет Института медицины США предложил
такое определение:
Телемедицина — это “применение электронных информационных и
коммуникационных методов для обеспечения медицинской помощи в тех случаях,
когда оказывающие ее лица находятся на расстоянии от больного”.
Главной целью телемедицины
является создание условий, при которых помощь высококвалифицированных
специалистов станет доступной не только жителям больших городов, но и жителям
отдаленных сельских районов, морякам, полярникам, геологам, всем тем, кто по
той или иной причине оказался в краях, куда машины скорой помощи не доступны.
Особое значение использования методов дистанционного оказания медицинской помощи
приобретает в чрезвычайных обстоятельствах, связанных со стихийными бедствиями,
природными техногенными катастрофами.
В первых программах по телемедицине в качестве средства
связи между больным, лечащим врачом и врачом-консультантом
использовали интерактивное видео. С
Большинство из первых программ по телемедицине
оказались слишком дорогостоящими, не окупали себя и после прекращения внешнего финансирования были закрыты.
Клинические приложения телемедицины: одно из основных —
консультирование специалистами больных из сельской местности с помощью интерактивного
видео. Чаще всего для этого используют стационарное студийное
видеооборудование, позволяющее связать сельские службы здравоохранения с
городским центром специализированной медицинской помощи. Консультанты общаются
с больными и с их лечащими врачами в интерактивном режиме.
Телекоммуникационные сети могут быть как простыми, связывающими одно
учреждение-консультант (например, академический клинический центр) с одним
консультируемым учреждением (например, сельской районной больницей), так и
сложными, состоящими из множества таких учреждений.
Бурное развитие
телекоммуникаций с широкой полосой частот, позволяющих
консультировать в режиме реального времени, началось в начале 90-х годов. В
настоящее время более популярны системы передачи данных на основе персональных
компьютеров, использующие технологию накопления и пересылки данных. Эти системы
удобны и дешевы.
Компьютерная технология позволяет
пересылать консультанту выписки из истории болезни, результаты лабораторных
исследований, рентгенограммы и данные других методов визуализации. Врач может
проводить телемедицинские консультации через
Интернет, используя мультимедийное расширение
электронной почты. Доступ в Интернет прост, удобен и недорог.
Электронная почта позволяет проводить консультации в любое удобное для врача время.
После рассмотрения полученных таким образом данных консультант по электронной
почте сообщает свои предположения лечащему врачу.
Перспективы
развития телемедицины: при рассмотрении перспектив
необходимо исходить из следующих обстоятельств:
·
экономическая ситуация в стране;
·
уровень развития телекоммуникаций;
·
потребность населения в услугах телемедицины;
·
уровень компьютерной подготовки медицинских кадров;
·
уровень развития телемедицинских центров;
·
затраты на Интернет и телемедицинские услуги.