Исмаилов
Н.Г. (Научно-техническое
предприятие «ИНТЕЛЛЕКТ», г. Баку)
e-mail: namik@intellect-az.net)
В настоящее время во всем мире широко применяются и
интенсивно развиваются информационные технологии в образовании (ИТО),
затрагивающие практически все аспекты этой стратегически важной области
жизнедеятельности личности, общества и государства. В данном докладе проводится
аналитический обзор комплексной программы реализуемых и планируемых проектов эффективного
использования и внедрения в Азербайджане современных информационно-
компьютерных технологий (ИКТ) в образовании по следующим основным направлениям:
·
Специальные программы и средства,
предназначение для повышения эффективности учебного процесса и обучения лиц с
физическими недостатками.
·
Средства эффективного контроля и оценки
качества образования.
·
Автоматизация органов управления
образованием.
·
Ориентирующие и обучающие тренинги по
внедрению ИТО.
Обзор сопровождается демонстрацией примеров
использования рассматриваемых технологий и опыта внедрения в некоторых
образовательных учреждениях Азербайджана.
В целях решения ряда задач в сфере информатизации образования,
предусмотренных в Национальной стратегии ИКТ, утвержденной Указом Президента
Азербайджанской Республики, дальнейшую реализацию и развитие проектов предлагается
вести последовательно в соответствии со следующими основными этапами:
· изучение и экспериментальное практическое использование имеющегося на сегодняшний день мирового опыта в сфере ИТО;
· по результатам первого этапа выявление программ и технологий, наиболее приемлемых для использования в учебном процессе и в организационно-управленческой деятельности образовательных учреждений, с последующей их локализацией на Азербайджан с учетом национально-региональных особенностей и стандартов образовательной системы Азербайджана;
· создание аналогичных программ и технологий силами местных производителей ПО, преподавателей и сотрудников образовательных учреждений и научных организаций;
· разработка типовых конфигураций электронных библиотек, учебно-методических центров и систем комплексной автоматизации на основе блочно-модульного принципа и отраслевой специализации образовательных учреждений.
Для более успешной организации выполнения всего
комплекса выше поставленных задач, сбалансированого и целесообразного
распределения привлекаемых ресурсов, предлагается формирование соответствующего
единого координационно-методического центра с широким участием в нем на
консолидированной основе государственных органов управления образованием, учебных
заведений, неправительственных организаций и коммерческих IT-компаний Азербайджана,
а также ряда международных организаций.